Главная » Детям » Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…»

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…»

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…»Поэзия А.С.Пушкина – это поэзия, полная живой прелести стихов, добрых чувств и возвышенных мыслей.

В 1835 году, в сентябре месяце, Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…». Эта работа философское рассуждение, образец реалистической лирики.

Тридцатые годы девятнадцатого века сложные годы для поэта, но это время расцвета его таланта; тот период, который знаменует его выход на принципиально новые литературные пути, «по которым со временем пойдет передовая русская литература».

Место написания стихотворения Михайловское, куда поэт возвратился после большого перерыва. Поводом для поездки стали хозяйственные дела, но реальная причина, вероятно, была в другом. У поэта была тяга к уединению, было желание вновь увидеть «владения дедовские», «опальный домик», «холм лесистый», места, с которыми было столько связано…

Что предшествовало появлению поэтической работы «Вновь я посетил»? Предшествовали письма к жене и Нащокину, в которых поэт рассказывал о своих тревогах и переживаниях, о досадах и печалях. В письме к жене Пушкин замечал, что писать еще не начинал, хотя, «…Сегодня погода пасмурная. Осень начинается. Авось засяду».

Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» перекликается со стихами Е.А.Баратынского «Запустение» («Я посетил тебя, пленительная сень…»1834 г.), и «Есть милая страна, есть угол на земле…» 1832 г). А также с элегией В.А.Жуковского «Тленность», в которой есть такие слова: «И много, много лет спустя, быть может, здесь остановится прохожий» 1816 г).

В лирическом монологе «Вновь я посетил…» Пушкин рассказывает нам о дорогих его сердцу местах, где он провёл «изгнанником два года незаметных» (речь идёт о ссылке в Михайловское в 1824-1826 годах), о «бедной няне», которой уже нет. Поэт повествует нам о прошедшем, настоящем, приоткрывает завесу будущего. Он замечает перемены, произошедшие вокруг, он улавливает перемены и в себе.

Для создания стихотворения-размышления, коим является «Вновь я посетил», автор прибегает к белому, нерифмованному пятистопнику (пятистопному ямбу), с его сдержанно-торжественным течением, с его простотой и неприкрашенностью. Использование рифмы такого рода (вернее отсутствие её), подходит для произведений, тематика которых о времени и о себе, о прошлом и будущем, о жизни и смерти.

Стихотворение можно разделить на пять частей. Части начинаются (за исключением третьей) и заканчиваются (за исключением второй) полустихом. Эти пять частей пять взаимосвязанных тематик. Назовём их:
возвращение поэта, михайловские рощи;
воспоминание о няне, её опальный домик;
холм и озеро, при виде которого поэту вспоминаются иные берега, иные волны;
три сосны, младая роща;
обращение поэта к «племени младому, незнакомому».

Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что в более широком смысле оно делится на две укрупненные части: первая часть – думы о прошлом, вторая часть – думы о будущем.

О чём это стихотворение? Оно о быстротекущем времени и о себе, о связи мира природы с миром человека, о жизни в её постоянном движении и смерти, о смене и преемственности поколений.

Каковы основные мотивы стихотворения?
Мотив дороги («вновь я посетил»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), изгнанничества и грусти («провёл изгнанником»), мотив перемен и утраты («переменился я», «уже старушки нет», «искривилась мельница»), обновления и молодости («теперь младая роща разрослась»).

Раскрытие сюжета в лирическом монологе «Вновь я посетил» достигается показом двух ракурсов. Первый создаётся картинами природы. Вот холм, озеро, три сосны, рядом с которыми когда-то было пусто, голо, а теперь разрослась молодая роща.

Второй ракурс связан с образом лирического героя, его думами, воспоминаниями, переживаниями. Эта линия определяет развитие лирической темы творческой работы. Монолог лирического героя начинает стихотворение, лирическим обращением его же к племени младому и заканчивается произведение. Что касается отличий позиций лирического героя и автора (которых обычно напрямую не ассоциируют) в данном стихотворении их нет. Можно сказать, что автор и лирический герой – это одно и тоже лицо. Недаром, слово «я» в стихе встречается одиннадцать раз.

Соединение во «Вновь я посетил» этих двух ракурсов – природы и человека с его думами, размышлениями, позволяет определить тематику стихотворения: «перевести» его из разряда лирических в разряд философских («младая роща» благодаря олицетворению превращается в символ грядущих поколений, к которым обращена речь поэта).

Вначале лирический герой погружается в воспоминания о своём прошлом, о старушке няне. Радужные картины природы, «иные берега», «нивы златые» сменяются неприглядными видами скривлённой мельницы, рыбака с убогим неводом.

Начавшийся грустно рассказ о трёх молодых соснах, продолжается в более красочных оттенках: было – «пусто, голо», теперь – «младая роща разрослась». А в дальнейшем, «перерастёшь моих знакомцев, И старую главу их заслонишь». Такова спираль развития, непреложный закон жизни. Неостановимо время, жизнь движется вперёд, одно поколение сменяется другим. „Сейчас” и „потом” у автора неразделимы: внук вспомнит о деде, который уже сам предвидел это воспоминание.

В философском рассуждении „Вновь я посетил…” во главу угла поставлен закон преемственности поколений (диалектический закон жизни), связующей прошлое, настоящее и будущее. «Долговечность дерева знаменует здесь жизненную связь между дедом и внуком, которые слышат приветный шум сосен на границе «дедовских владений».

Идейный смысл произведения заключается в том, что человек – это часть природы, человек и природа неразделимы, а также в постоянной связи поколений.

В стихотворении центральной темой является тема неумолимо бегущего времени, тема неизбежного движения жизни, неминуемых изменений. Меняется время – меняется человек и всё, что его окружает. Автор, как будто бы незаметно, но постоянно ведет счет времени: „Вновь я посетил”, „я провел изгнанником два года незаметных”, „уж десять лет ушло с тех пор”.

Темы прошлого, настоящего и будущего консолидированы в финальной части работы.

Жанр стихотворения «Вновь я посетил» элегия.

Художественные особенности стихотворения, средства поэтической выразительности
Чтение этого стихотворения предполагает особую расстановку пауз. Общий ритмический рисунок произведения характеризуется частыми переносами и внутренними паузами. Пять частей стихотворения (пять тем) не одинаковы по количеству строк. Такая специфика астрофической композиции стихотворения — признак простоты формы.

Начинается лирический монолог с укороченной строки, тем самым создаётся впечатление, как будто идёт продолжение какого-то разговора.

Повышенное количество переносов (три сосны / Стоят, глядел / На озеро, на границе / Владений дедовских, мой внук / Услышит), изобилие пауз, пятистопный ямб, астрофическая композиция — все эти средства поэтической выразительности создают естественную интонацию живого размышления, придают особое звучание стихам, полным глубокой поэзии, несмотря на отсутствие рифмы.

Фонетические особенности
Вспоминая няню, лирический герой словно слышит отзвук «шагов её тяжёлых», шаркающей походки. Присутствуют аллитерации на шипящие и глухие:
«Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых..»

Аллитерации на «ш» и «х» в других строках:
«Знакомым шумом шорох их вершин…»
«Всё тот же их знакомый уху шорох…»

Ассонанс (повтор в рядом стоящих словах одинаково звучащих гласных звуков) – «вечор ещё бродил я в этих рощах».

Средства выразительности (эпитеты) – «нив златых», «убогий невод», «два года незаметных», «кропотливого её дозора», «опальный домик».

Лексические особенности (славянизмы) – «по брегам», «младая», «главу».

В стихотворении Вновь я посетил…; центральной темой, как уже было замечено, становится тема безжалостно бегущего вперёд времени, оно лишает человека полной свободы. Свободна лишь сама жизнь. В эту фазу своей жизни поэт был уже убеждён в утопичности понятия «абсолютная свобода». Возможно поэтому в монологе нет ни одного вопросительного предложения.

Заключение

«Вновь я посетил…» образец реалистической, философской лирики поэта. Пушкин всегда очень тщательно подходил к работе, он отвергал всё, что казалось ему частным, конкретным. Он стремился придать работе максимальную философичность.

Анализ стихотворения позволяет лучше понять задумку автора, художественные принципы построения лирического произведения, постигнуть способы, к которым прибегнул поэт, чтобы донести до нас глубокие идеи стиха.

При жизни поэта стихотворение «Вновь я посетил» не печаталось.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Если мама в депрессии

Депрессия у мамы; Про детей часто говорят, что у них есть встроенный моторчик или даже ...

Детские загадки: зачем они нужны?

Загадки в любую эпоху считались самым таинственным жанром, который только принадлежит русскому фольклору. В коротеньких ...

Прекрасное украшение к празднику новогодний венок, сделанный своими руками!

Как самостоятельно сделать рождественский венок? Украшение дома к новогодним праздникам становится популярной традицией. В этой ...

Новогодняя сказка про зайца и снеговика

Довольно вечеру его забот. Пришло время сказке. Сказке, в которой есть место и празднику Новому ...

Ребусы – загадки развивающие интеллект

Среди бесчисленного количества загадок, почетное место занимают ребусы. Считается, что ребусы являются старейшими видами загадок ...

Басня про бобра и крота с моралью

Басня стремится донести читателю мысль о том, как важно утвердить истину, не растерять ценности в ...

Стихи Бунина про лето

Стихи Бунина про лето восхитительно свежи. Они пахнут дождем и степной прохладой. Лето радует нас ...

Хейзел требует ухода за собой, онлайн игра

Малышка Хейзел уход за малышами. Онлайн игра. Описание игры Ухаживаем за малышкой Хейзел. Интересная и ...

С Новым Годом!

Детский час; Вас поздравляет — Мира, радости, удач! С Новым Годом, с новым счастьем! Праздник ...

Классный час на тему 23 февраля

Классный час к школьному празднику 23 февраля Учительница: Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем замечательный ...

Пестушки, как средство физического развития ребенка

Мудрость и действенность методов народной педагогики и сегодня вызывает восхищение интуитивным пониманием возрастных особенностей детей. ...

Рассказ Любимая бабушка

У многих из нас есть бабушки. Они очень разные: кто-то моложе, кто-то старше, кто-то с ...

Стихи про вьюгу

Воет вьюга, стонет ветер… Все в округе запорошило снегом. Снег добрался до всего до домов, ...

Чего стыдятся мамы?

Чего стыдятся мамы? Давайте поиграем в ассоциации. Я назову вам слово, а вы опишите картинку, ...

Викторина 23 февраля для школьников

Викторина на 23 февраля Вопросы для мальчиков, с ответами. За правильный ответ команда мальчиков получает ...

Как воспитывать девочек?

Как воспитать девочку достойно? Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? «Из цветочков ...

Рисуем по точкам

Рисуем по точкам игра Описание игры: на картинке несколько точек с цифрами. Твоя задача по ...

Считалка из глубокой древности

Считалка – это особый жанр народного устного творчества, которая возникла в мире очень давно, в ...

Сценарии на Ивана Купала для детей

Праздник Ивана Купала в детском оздоровительном лагере Купальская ночь традиционно отмечается с 23 на 24 ...

Полезные советы в стихах детям

Полезные советы в стихах будут интересны детям. Пусть дети пользуются ими и меняются в лучшую ...

Строгие родители и ошибки воспитания, которые они допускают

Строгое воспитание детей и его последствия Окружающие считают вашу семью примером для подражания, а вас ...